Начальник кунгурского угро побеседовал с корреспондентом местной газеты
12:25 10.11.2022 16+
Интервью пришлось вести с перерывами, поскольку двери в кабинет начальника «уголовки» практически не закрываются. Постоянно кто-то стучится, звонит, заглядывает то один, то другой сотрудник, кому-то нужно что-то подписать, кому-то – посоветоваться, кому-то – отчитаться о проделанной работе. Но самое удивительное, что руководитель уголовного розыска умудряется держать в голове всю эту тысячу разных дел и никогда не путается. Для всех у него готов ответ, совет или рекомендация.
ЗАХОДИ, ГОСТЕМ БУДЕШЬ
Обычный подъезд, обычные двери. Перед одной из квартир стоят двое парней. Один высокий и крепкий, другой — поменьше.
– Звони ты, – говорит высокий маленькому. – Если хозяин тебя через глазок увидит, то не испугается.
Звенит звонок. Хозяин квартиры открывает, даже не спрашивая – видимо, привык, что незнакомцы к нему приходят днем и ночью.
Гости проходят на кухню. Оказывается в квартире скрывается настоящий наркопритон. На плите варится некое зелье, тут же лежит куча мака, процесс приготовления наркотиков идет полным ходом.
– Вы за дозой пришли? - наконец-то спрашивает хозяин у вошедших парней.
– Нет, – отвечает высокий. – Вообще-то мы из милиции. Руки вверх!
– Ха-ха, – говорит хозяин. – Смешно.
– Смешно – не смешно, а ложись на пол, – говорит высокий. – Я оперуполномоченный уголовного розыска.
На свет появляется красное удостоверение и ошалевший хозяин наркопритона неожиданно превращается в арестованного, а в квартиру входят понятые и следователи.
Примерно так рассказывает о своей повседневной работе подполковник полиции Павел Новиков, многие годы отдавший службе в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
ПРИСТУПИТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ
Павел Новиков – кунгуряк, после школы окончил лесотехникум по специальности «бухгалтер-юрист». В 2003 году поступил на службу в кунгурскую милицию, прошел первоначальное обучение. Начинал с патрульно-постовой службы, которую издавна называют «кузницей кадров».
– В 2004 году происходила реорганизация отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, – говорит Павел Евгеньевич. – Меня в него пригласил начальник Владимир Бобков. Вместе с ним в отделе НОН нас было четыре сотрудника. Изымались у наркоманов в основном героин, каннабиноиды. Некоторые наркоманы сидели на амфетаминах (на их жаргоне он называется «фен»). Синтетические вещества в то время встречались редко и считались скорее экзотикой, а таких слов как «закладка» люди вообще не знали.
Выезды на задержание наркоторговцев и изъятие наркотических препаратов оперативники называют кратко – реализация. Нераскрытые преступления называют «темняками», раскрытые – соответственно, «светляками». Работа сыщика трудна и тяжела, это круглосуточные разъезды, нервы, вечный недосып. В ней нет твердого графика, есть «реализация до победного конца». Но Павел Евгеньевич все равно вспоминает первые годы службы с теплом и ностальгией.
ЧТО ТАКОЕ ОПЕРСКОЙ ФАРТ?
– Оперативная работа по раскрытию преступлений требует большой кропотливости, но и случайность, удача, оперской фарт тоже играют здесь немаловажную роль, – вспоминает Павел Евгеньевич. – Как-то мы пришли с обыском на квартиру к человеку, подозреваемому в хранении и сбыте наркотиков. Ищем-ищем – вроде нет ничего. Потом один из наших ребят нечаянно опирается плечом о шкаф – и из-за шкафа вываливается целый брикет в 200 граммов героина! Выяснилось, что упаковка с наркотиком была засунута между шкафом и стенкой.
Иногда преступления раскрываются «попутно». Ищешь одно, а находишь другое. Например, однажды кунгурские оперативники искали в лесу потерявшегося человека, а нашли схрон с 54 трехлитровыми банками с марихуаной! После взвешивания оказалось, что в банках хранится 22 килограмма наркотика. Вот это «консервация»!
– Приходилось нам задерживать и группу преступников, похищавших инструмент с новостроек, и автоугонщиков, – рассказывает Павел Новиков. – В 2014 году в Кунгуре был совершен угон дорогостоящей «Тойоты». Видно было, что сработал вор-профессионал, никаких следов и зацепок практически не осталось, тем не менее спустя два года мы все-таки нашли угонщика, который возместил ущерб хозяину.
ГРАФИК РАБОТЫ – С УТРА И ДО ПОБЕДНОГО
Многим памятно резонансное разбойное нападение в деревне Савлек, когда налетчики напали на сторожа конторы, угнали из гаража машину и утащили сейф с деньгами. Об этом писали многие газеты. Группа оперативников, в том числе Павел, работала на месте преступления около двух суток. Сыщики выложились по полной, зато и преступление было раскрыто в рекордные сроки.
В 2014 году Павел Новиков стал заместителем начальника уголовного розыска Вячеслава Корягина. К тому времени он уже получил профильное образование в Нижегородской академии МВД по специальности «Юрист» со специализацией «Оперативно-розыскная деятельность». А сейчас сам возглавляет отдел.
– Коллектив кунгурского угро довольно молодой, но есть и старожилы, – говорит Павел Евгеньевич. – Редко когда сотрудники уголовного розыска переходят в другие службы. Как бы ни был труден оперский хлеб, но азарт, адреналин, постоянный мозговой штурм затягивают тебя с головой, никуда не денешься. Ветераны-сотрудники говорят, что первые три года в уголовном розыске решают все. Если ты их выдержал – значит, уже не уйдешь из профессии.
Одной из самых больших угроз современного мира подполковник Павел Новиков считает даже не наркотики, а … интернет. Интернет, который вошел в жизнь каждого и который очень сложно держать под контролем.
– Интернет опасен для детей своей доступностью и обилием информации, которой им вовсе не следовало бы знать, – отмечает Павел Евгеньевич. – Для подростков социальные сети – всего лишь игрушка и средство общения, в преступных руках любая игрушка становится опасной для неокрепшей психики. Интернет – это не только чаты с одноклассниками и «стрелялки», но и социопаты, педофилы, экстремисты, запрещенные организации… В игровой форме детям «промывают» мозги, толкают их на противозаконные поступки, вовлекают в преступную деятельность. Поэтому я всегда рекомендую родителям почаще общаться с детьми, знать, чем они дышат и проверять, какой контент они смотрят.
ПРЕСТУПНИКИ ТОЖЕ ШУТЯТ
Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ) – на сегодня один из самых распространенных видов нарушения закона. Это всем уже знакомые дистанционные кражи и мошенничества, звонки с подменных номеров, попытки любым способом вытащить из вас деньги на расстоянии. Мошенники изобретают все новые схемы обмана, а люди продолжают попадаться на удочку злоумышленников. В кунгурском уголовном розыске раскрытием преступлений в сфере ИТТ занят целый отдел.
– Что далеко ходить, даже мне на личный номер поступали звонки из разряда «ваш родственник в беде», – смеется Павел Новиков. – Мошенники ведь мою должность по телефону не видят. Послушаешь их, пообщаешься… иногда спросишь прямо: «Ребята, не надоело народ обманывать?» А они тоже люди с юмором, отвечают: «Ты не попался, другой попадется!» Но я-то в полиции служу, я человек опытный, а обычным людям вступать в диалоги по телефону категорически не рекомендую. Телефонные мошенники как цыгане. Стоит им ответить – и они наболтают тебе с три короба, и все данные из тебя незаметно вытянут, и деньги с карты выманят. В этом смысле они хорошие психологи. Лучше сразу кладите трубку.
Справедливости ради скажем, что не всегда преступники умеют ловко замести следы и не всегда блещут умом. Подполковник полиции приводит массу курьезных случаев, когда злоумышленники теряли на месте преступления собственные паспорта и сотовые телефоны – это не анекдот. А однажды злоумышленник, разворачиваясь на машине, въехал в сугроб… и на снегу отпечатался государственный номер с бампера, по отпечатку этого номера его потом и нашли.
Случай из практики: в Кунгуре у врача из больничного кабинета утащили золотое кольцо. Он сообщил о краже в полицию, сотрудники уголовного розыска начали вычислять подозреваемых среди тех, кто посещал кабинет. А вскоре в дежурную часть доставили мужчину с украденным кольцом. Оказалось, он решил продать ювелирное изделие прямо на улице. Предложил колечко прохожему, а прохожий оказался оперативником уголовного розыска. Называется, на ловца и зверь бежит.
ЧТО НУЖНО НАСТОЯЩЕМУ СЫЩИКУ?
Этот вопрос мы задаем всем. Какие качества нужны оперуполномоченному уголовного розыска?
– Он должен хотеть помогать людям, – говорит начальник угро. – Должен уметь работать не по шаблону, моментально ориентироваться в обстановке, подмечать любые мелочи, так как они имеют решающее значение для раскрытия преступления. А еще оперуполномоченный должен постоянно развивать себя, много читать, обладать большим словарным запасом, уметь поддержать любой разговор, это тоже важно.
– В уголовном розыске есть свои традиции, но главная традиция – это раскрытие преступлений, – шутит Павел Новиков. – У нас много замечательных сотрудников. Всем коллегам я желаю спокойных будней, удачных реализаций, здоровья, оперского фарта, надежных домашних тылов.
Дмитрий Спиридонов