Конвойный батальон — зона комфорта
11:04 13.05.2023 16+
Служба в охранно-конвойном подразделении специфична, обладает повышенной опасностью и не прощает ошибок. Да и не каждый готов подолгу находиться в контакте с людьми, преступившими закон. Однако именно здесь капитан полиции Радик Апкин нашел свою зону комфорта и предан своему делу уже более 10 лет.
Многие мальчишки хотят вырасти настоящими героями, чтобы спасать мир, помогать людям. Радик как раз был в их числе. С детства он мечтал стать офицером. В 2009 году после срочной службы в ракетных войсках стратегического назначения Вооруженных сил Российской Федерации поступил в отдел внутренних дел Свердловского района г. Перми на должность помощника участкового уполномоченного милиции. В 2011 году в связи с оргштатными изменениями Радик Апкин перевелся в конвойную службу. Поначалу рассматривал батальон как временное место работы, до получения высшего образования, а потом прикипел к нему всей душой. К тому же приятным бонусом к диплому ведомственного вуза стало назначение на офицерскую должность, а значит мечта детства сбылась.
Зона комфорта
Отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по г. Перми гордится преемственностью поколений и сохранением традиций, заложенных десятки лет назад. Чужаков здесь нет – все руководители выросли в подразделении, поэтому пользуются авторитетом и уважением среди младшего состава. Начальство, зная специфику и все тяготы службы не понаслышке, тоже в свою очередь ценит сотрудников. Сплочённость коллектива – ещё одна отличительная черта батальона.
– Здесь мои товарищи, моя команда, нам всем комфортно друг с другом находиться. Объединяет нас не только работа, но и любовь к футболу. Вместе мы регулярно принимали участие в соревнованиях по мини-футболу краевого общества «Динамо», представляя Управление МВД России по г. Перми. В 2021 году создали свою отдельную команду «ОКС Пермь», название – это аббревиатура нашего подразделения. Сейчас мы играем в том числе и в различных любительских лигах, например в городской ночной футбольной лиге. У нас есть своя форма и логотип, который взят из герба службы – хищная птица, несущая змею в лапах, – делится Радик.
Спецконтингент – спецподход
Дружный и сплочённый коллектив, своя футбольная команда – вот то, что составляет зону комфорта капитана Апкина в батальоне, и покидать её он не собирается.
Сотрудники охранно-конвойной службы взаимодействуют с подозреваемыми и обвиняемыми в большей степени, чем полицейские из других структур органов внутренних дел. Они охраняют и конвоируют спецконтингент в суды города, на следственные действия, тем самым обеспечивая судопроизводство и производство по уголовным делам. Кроме того, дежурят в медучреждениях, когда охраняемый по состоянию здоровья помещается под наблюдение врачей. На плечах конвоиров лежит ответственность за безопасность не только подозреваемого, но и других участников процесса, поэтому крайне важно не допустить каких-либо чрезвычайных происшествий: побега, нападения на полицейских или граждан. В век информационных технологий новости о подобных случаях разлетаются молниеносно. Для того, чтобы не стать героями критических статей и сюжетов, сотрудники подразделения очень много работают над своим профессиональным уровнем.
Обучение и тренировки личного состава проходят не менее серьёзно, чем у спецназа, ведь спецконтингент бывает порой непредсказуем и опасен.
– В рамках служебной подготовки проводятся практические занятия, когда мы имитируем зал судебного заседания, попытки побега, нападения, в том числе из вне, с целью освобождения лица, находящегося под конвоем. Обязательно отрабатывается посадка-высадка спецконтингента в служебный автомобиль, конвоирование с кинологом и служебной собакой. Кроме того, постоянно повышаем профессиональный уровень с помощью физической и огневой подготовки, для этого есть все необходимые условия в самом батальоне, – рассказывает капитан полиции.
При конвоировании изучаются характеристики каждого подозреваемого и обвиняемого. Если человек осужден к пожизненному лишению свободы, имеет склонности к нападению, причинению вреда себе или другим, об этом есть специальная отметка. Таким лицам может назначаться усиленный конвой: увеличенное количество сотрудников, автоматическое вооружение, обязательно кинологи с собаками. Дрессировка четвероногих помощников в батальоне тоже специальная. Она направлена именно на конвоирование преступников. Служебных собак учат не только строго выполнять команды кинологов, но и голосом обозначать агрессию к спецконтингенту.
По словам капитана Апкина, именно чёткое следование нормативно-правовым актам и инструкциям, подготовленность сотрудников позволяют избежать чрезвычайных происшествий и делают работу подразделения эффективной.
При общении с подозреваемыми, обвиняемыми необходима выдержка. Преступники пренебрежительно относятся к закону и, соответственно, к тем, кто его охраняет.
– Со спецконтингентом мы общаемся культурно, вежливо, они же перед собой такой цели не ставят. Поэтому сотрудник конвоя должен быть уравновешенным, уверенным в себе, подкованным, чётко давать команды, чтобы задержанный знал и понимал, что в случае провокации к нему могут быть применены спецсредства и даже огнестрельное оружие. Конфликтные ситуации возникают часто в силу как раз таки личности самих подконвойных, но до применения физической силы они не доходят, потому что полицейские умеют пресекать такие словесные нападки. Бывают и попытки договориться с конвоем, но договариваться не о чем, мы всё равно их не отпустим, не дадим позвонить, – отмечает Радик Фаритович.
Профессиональное чутьё
Перед конвоированием сотрудники полностью осматривают объект охраны на наличие запрещёнки: сотовых телефонов, колюще-режущих предметов, каких-либо препаратов и т.д. Кроме того, осмотру подлежат все помещения, где временно будет находиться подконвойный. Для читателей не станет большим удивлением тот факт, что преступники не теряют ни малейшего шанса, чтобы каким-либо образом пронести с собой указанные предметы. Однако все их попытки разбиваются о профессионализм полицейских.
– Был случай, когда я конвоировал обвиняемого в мировой суд, там он попросился в туалет, – вспоминает полицейский. – Естественно, перед тем как запустить его, мы тщательно осмотрели помещение. Дверь оставили наполовину открытой, потому что даже в туалете жулик не должен оставаться один, он всегда контролируется конвоем. Когда обвиняемый вышел, что-то мне подсказывало, что его необходимо снова досмотреть. Помещение было не наше, общественное, поэтому я решил перестраховаться. Ударил ему руками по карманам куртки, а там лежал маленький кнопочный сотовый телефон и схема с проводками для зарядки, упакованные в презерватив. Конечно же, они были изъяты. Как оказалось, телефон был спрятан в наполненном мусорном ведре.
И подобные случаи не единичны, но опыт и профессиональное чутьё помогают пресекать нарушения. К слову, в батальоне имеется целый стенд с запрещенными предметами, изъятыми у подозреваемых и обвиняемых при конвоировании. Разнообразие их поражает. Здесь есть мобильные телефоны, но в большей части всё то, что может нанести какой-либо вред: ножницы, ножи, шприцы, гвозди, супинаторы и другое.
Пермь, Сочи, Магадан...
По долгу службы сотрудникам конвоя нередко приходится ездить в командировки, если, к примеру, злодей, совершил преступление в Перми, а задержан был в другом регионе. За плечами Радика Апкина не менее 50 таких служебных поездок, и в каких только уголках нашей страны ему не приходилось побывать.
– Самой запоминающейся и дальней стала командировка в Магадан. Думаю, из жителей Перми там мало кто бывал, – смеётся капитан полиции. – Спасибо коллегам, хорошо нас встретили и даже небольшую экскурсию провели, показали Охотское море. Как-то приходилось забирать жулика из г. Печоры Республики Коми. Очень сложно туда добираться: из Москвы долететь до Сыктывкара, а оттуда на поезде до Печоры, потому что автомобильного сообщения с городом нет, только железнодорожный мост. Или, например, г. Троицк Челябинской области, выходишь из поезда, а тебе навстречу идут пограничники, потому что рядом уже граница с Казахстаном.
В этот список также вошли Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Романтики в таких командировках нет от слова совсем, как может показаться на первый взгляд. Каждая такая поездка – период максимальной ответственности и риска.
– Как правило, выезжают два сотрудника конвойной службы, два оперуполномоченных уголовного розыска и по необходимости следователь. К подозреваемому обязательно применяются спецсредства. Посадка на транспорт происходит по отдельным коридорам. Необходимую помощь нам оказывают сотрудники линейных отделов внутренних дел, а также авиа и ж/д компаний. Когда спецконтингент находится уже под охраной, то конвой вообще не спит, сколько бы ни длилась дорога, все следят за «подопечным», – посвящает в тонкости профессии Радик.
Пообщавшись с нашим героем, убеждаешься в том, что не место красит человека, а человек место. Отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по г. Перми – большая семья профессионалов, которая стоит на страже закона.
Пресс-служба ГУ МВД России по Пермскому краю