Обманутые дважды. Полиция Прикамья фиксирует рост случаев новой схемы мошенничества
15:00 07.07.2025 16+
Полиция Прикамья фиксирует очередной всплеск телефонных афер, ориентированных на граждан старшего поколения. Мошенники продолжают использовать отработанные схемы обмана - представляются сотрудниками правоохранительных органов или иных официальных структур, под предлогом защиты от якобы планируемого хищения денежных средств с их счетов убеждают передать или перевести денежные средства третьим лицам.
Особую тревогу вызывает новая тенденция. После первоначального обмана и получения доступа к средствам жертв, преступники не прекращают контакт. Они начинают эксплуатировать доверчивость и желание потерпевших помочь, убеждая их в необходимости содействия «правоохранительным органам» в «спасении денег других пенсионеров». Под этим предлогом обманутые граждане вовлекаются в противоправную деятельность в качестве так называемых курьеров.
В мае 2025 года на территории Пермского края зафиксировано четыре факта, когда граждане пожилого возраста, изначально ставшие жертвами мошенников, впоследствии активно способствовали совершению преступлений. Доведенные до ложного убеждения о своей работе на благо правоохранительной системы, они выполняли поручения злоумышленников по сбору денежных средств у других доверчивых пенсионеров.
К примеру, жительница Свердловского района Перми, поверив мошенникам и отдав им 250 тысяч рублей собственных накоплений, впоследствии, считая, что оказывает помощь правоохранителям, забрала деньги порядка десяти других жителей краевой столицы, также обманутых аферистами.
Несмотря на фиксируемое снижение общего количества зарегистрированных IT-преступлений за 5 месяцев текущего года, оперативники фиксируют существенный рост совокупного ущерба от таких мошенничеств. За указанный период общий материальный ущерб от противоправных деяний в сфере информационных технологий на территории края составил 1 миллиард 314 миллионов рублей. За аналогичный период прошлого года ущерб оценивался в 905 миллионов рублей. Данная динамика свидетельствует о переходе преступных групп к более изощренным и точечным методам работы с потенциальными жертвами, включая использование специализированных баз данных для максимальной персонализации атак.
Оперативники отмечают также высококлассную работу психологов кол-центров. Дважды обманутые пенсионерки даже после встречи с полицейскими зачастую не осознавали, что стали потерпевшими и работали на мошенников. Чтобы объяснить престарелым женщинам, что они стали жертвами аферистов, пришлось подключать родственников.
Полиция напоминает, что необходимо провести разъяснительные беседы с пожилыми родственниками, знакомыми и соседями и довести до их сведения ключевое правило: любой подозрительный телефонный разговор, в ходе которого собеседник представляется сотрудником банка, полиции, иной организации, сообщает о проблемах со счетом, блокировке карты, необходимости перевода денег или оказания каких-либо специальных услуг, должен быть немедленно прекращен. Категорически запрещается следовать инструкциям таких собеседников и разглашать какие-либо персональные данные или реквизиты банковских карт.
Пресс-служба ГУ МВД России по Пермскому краю