Семья Репиных, 1 «А» класс, принимает участие в семейном онлайн-проекте «Ученые от А до Я» в рамках Всемирного дня науки.
Наш пост посвящен ученому, фамилия которого начинается на букву «А».
Человек и «каспийский монстр»
Алексеев Ростислав Евгеньевич - советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР. Лауреат Сталинской премии второй степени, Ленинской премии и Государственной премии СССР. Член ВКП с 1950 года.
Род деятельности: изобретатель, инженер, учёный.
Сконструированные самолеты: Лунь, Орлёнок, КМ.
Про него сняли фильм «Кино про Алексеева» - это необычная авторская драма, ставшая третьей полнометражной работой отечественного режиссера Михаила Сегала. Фильм был представлен на Кинотавре 2014 и вызвал неоднозначную, но бурную реакцию.
Дата и место рождения: 18 декабря 1916 г. (Новозыбков).
Дата и место смерти: 09 февраля 1980 г. (Нижний Новгород).
В 1933 году семья переехала в Горький, где Ростислав поступил учиться на Горьковский вечерний рабфак, одновременно подрабатывая чертежником и художником в различных учреждениях. В семье Алексеевых хорошо рисовали все, а Ростиславу больше всего нравилось рисовать яхты и корабли. И в 1935 году он поступил в Горьковский индустриальный институт имени А. А. Жданова (сейчас Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева) на кораблестроительный факультет. Уже учась в институте, Алексеев успел параллельно поучиться в художественном училище. На четвертом курсе способного студента перевели в Ленинградскую военно-морскую академию. Но оттуда его через год отчислили — будущий конструктор не сдал высшую математику. Хотя родные до сих пор считают, что за этим стояла какая-то интрига.
Алексеев вернулся в Горький, в Индустриальный институт. А 1 октября 1941 года защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях».
Тема диплома была выбрана не случайно. Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. И задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.
Еще на заре авиационной эры летчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъемной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.). Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.
Ростислав Алексеев пришел к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.
После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово», где с 1941 по 1943 год работал в должности контрольного мастера выпуска танков.
В 1942 году Алексееву были выделены ресурсы на создание боевых катеров на подводных крыльях. В результате этого, с 1943 года Алексеев проектировал и спускал на воду судна на подводных крыльях, торпедные катера, пассажирские теплоходы на подводных крыльях, далее судна с большей мореходностью.
После того как правительство с ветерком прокатили на «Метеоре», работы Алексеева взял под свое покровительство Хрущев. Он дал всем начинаниям конструктора зеленую улицу, и две тысячи человек под руководством Ростислава Евгеньевича на протяжении пятнадцати лет ежегодно проектировали, строили и испытывали по пятнадцать-двадцать моделей.
Первые идеи использования экранного эффекта пришли к Алексееву в конце 1950-х. В его ранних проектах судов на подводных крыльях уже проявлялись черты экранопланов. Причина обращения к экранному полету проста. Скорость — главный показатель экономичности судов на подводных крыльях. Но на пути дальнейшего повышения скорости вставало мощное препятствие — кавитация подводных крыльев. До Алексеева попытки решить эту проблему сводились к приросту скорости в 10–15 километров. Алексеева это не устраивало, и все основные силы он сосредоточил на экранопланах.
В 1961 году первая самоходная пилотируемая модель Алексеева СМ-1 вышла на лед реки Троцы.
И далее почти каждый год он создавал по пилотируемой модели, а то и по две: СМ-2, СМ-3, СМ-2П7, СМ-4, учебно-тренировочный экраноплан УТ, СМ-5, СМ-6, СМ-8.
Было принято решение о финансировании работ по экранопланам, Военно-морской флот выдал техническое задание на проектирование и постройку «корабля-экраноплана» КМ. Главный конструктор убедил, а заказчик согласился, что наилучшее применение новый корабль (как его по многолетней традиции именовали моряки) найдет в качестве противолодочного.
В начале 1960 года был дан старт этому эксперименту, в 1962-м в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964-м — над проектом экраноплана Т-1 для Воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, второй — до высоты 7500 метров.
Как это часто бывает, у Ростислава Алексеева нашлись недруги. В 1965 году его сняли с поста главного конструктора ЦКБ, но назначили главным конструктором направления экранопланов, и 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат в мире, был спущен на воду. Когда американские разведывательные спутники обнаружили на Каспийском море корабль неизвестной конструкции, анализ фотоснимков показал, что он, подобно самолету, движется с большой скоростью, но летит над самой водой. Неизвестный летательный аппарат получил у американской стороны прозвище «Каспийский монстр».
Но в 1975 году в одном из полетов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина потерпела аварию. Оргвыводы были суровыми: Ростислав Алексеев приказом министра судостроительной промышленности СССР был снят с должности главного конструктора и начальника ЦКБ, понижен до начальника отдела, а затем до начальника перспективного сектора.
Мало того, Ростиславу Евгеньевичу запретили присутствовать на испытаниях собственных машин! Но он все равно тайно летал в Каспийск. Благо преданный ему пилот Алексей Митусов, несмотря на возможные неприятности, брал его на борт.
В эти годы, чтобы отвлечься от неприятностей, опальный конструктор занимался живописью. Последние годы жизни Ростислав Евгеньевич был увлечен разработкой экраноплана второго поколения.
Но при испытании модели нового пассажирского экраноплана, который должен был быть завершен к московской Олимпиаде-80, Ростислав Алексеев серьезно пострадал при спуске экраноплана на воду и вскоре умер.
Алексеев не узнал, какая судьба ждала его творения. Министр обороны СССР приказом от 12 октября 1984 года распорядился принять экранопланы на вооружение. Предполагалось построить два десятка аппаратов типа «Орленок» и создать новое десантное соединение на Балтийском море. Завершить эту программу предполагалось до середины 1990-х годов, но этого не случилось. Четыре готовых экраноплана так и остались на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы.
Соратникам создателя советских экранопланов удалось разработать и изготовить в 1985 году боевой экраноплан «Лунь», оснащенный шестью противокорабельными самонаводящимися ракетами «Москит». Однако в серию он так и не пошел, но в 2002 году был поставлен на вооружение после длительной консервации.