Человек, твердо знающий, что делать и зачем
11:31 17.04.2024 16+
В далеком 1974 году молодой лейтенант милиции Геннадий Баженов приехал из процветающего Калининграда в Соликамск на должность инспектора уголовного розыска. Всё шло к тому, что надолго: в те времена в органах правопорядка служили, как в царской армии, по 25 лет без права на увольнение по собственному желанию.
Жизнь в Соликамске тогда не располагала к особому оптимизму даже горожан, не говоря уже о приезжих. Однако перспектива провести тут всю жизнь не сильно заботила Геннадия. Он был всесторонне подготовленным специалистом и, что самое важное, человеком, твердо знающим, что делает и зачем. В профессию шли по призванию.
В то время начальником уголовного розыска был Валерий Малышков. При нем сложился очень дружный, монолитный коллектив, все работали в связке, и это здорово помогало в борьбе с преступностью. Она шла ежедневно.
Одна из основных вещей, которым учатся инспекторы угрозыска, – умение действовать осмотрительно и осторожно. В полной мере это постигается по-жегловски, на улице. Расслабляться нельзя никогда. Показательный случай произошел во время первомайских праздников на Ижевской улице: в доме напротив хлебозавода – драка. По воспоминаниям Геннадия Александровича, этот дом всегда был шебутным, а уж в праздники так и вовсе стоял на ушах. Инспектор поднимается на второй этаж. Стучит в дверь. Открывают двое – оба ранее судимые. Их Геннадий Александрович знал в лицо, и они его знали. А чуть в сторонке стоит третий, незнакомый.
– Я начинаю опрашивать их, что за ссора, почему возникла и так далее. Идет нормальная беседа. И вдруг, ни с того ни с сего, тот третий, которого я не знал, выхватил здоровенный нож и бросился на меня. Нож я успел выбить, но завязалась борьба, и я понял, что проигрываю – он сильнее. Однако двое других быстро его оттащили и связали. Сказали, правда, что свидетельствовать против товарища не станут. Удивительно, но один из них считался в то время опасным рецидивистом – обычно такие люди милиционерам, мягко говоря, не помогают, – вспоминает Геннадий Баженов.
– Большую часть времени я работал в Боровске, и там, в районе, где сейчас располагается Скорая помощь, тянулись картофельные поля, – рассказывает Геннадий Александрович. – Хозяина одного из участков те злоумышленники зверски убили, когда он застал их за воровством картошки. Затем они устроили целый ряд разбойных нападений от автостанции до столовой «Строитель». В течение несколько месяцев мы всех переловили, и они снова оказались за решеткой.
Проблемой было и огнестрельное оружие: его у населения скопилось чересчур много, и речь не только об охотничьем гладкоствольном – нарезное тоже было. В сочетании с пьянством (а вытрезвители по праздникам не пустовали) это приводило к плачевным результатам.
– Однажды осенью, ближе к вечеру, поступил сигнал с деревни Дубровы: кто-то скандалит, нужно приехать и разобраться. Милицейских машин, кстати, у нас тогда еще не было, только гражданский транспорт с гражданским же водителем от предприятия. Доехали до Кузнецово… Тогда это было подсобное хозяйство завода «Урал». Дальше грязь и распутица, нормальной дороги нет, до д. Дубравы – только пешком. Пошел один. Наконец подхожу к току, а навстречу ‒ растерянный бригадир. Скандал оказался не совсем скандалом – неизвестный из ружья стреляет. Прицельно или нет, не ясно, но пока что никто не пострадал. Стрелок окопался в обычном деревянном домишке с сенями, бьет из окна. Что делать? Рация не берет, расстояние слишком большое. Нужно что-то решать своими силами, и в кратчайшие сроки, пока ни раненых, ни убитых. Как можно скорее собрали местных охотников, зевак разогнали по домам. План простой: нужно подобраться к стрелку, пока охотники отвлекают его якобы ответной стрельбой из-за укрытия.
На деле все оказалось сложнее. Уже темнело, когда мы начали. Пока охотники стреляли в воздух, а тот отстреливался, я зашел со двора в сени. Оттуда на меня кинулась собака, но я спугнул ее – убежала. Ударился в темноте головой о притолоку, потому что в сенях, как в бане, очень низкий потолок. Еще и шинель тугая, стесняет движения. Снял и ее, и фуражку, положил тихонько – и в дом. Как пробежал от порога до мужика, не помню, хотя расстояние порядочное. Как действовал, тоже не помню. Пелена спала, когда он уже был в наручниках.
Подобный случай был через год или два на улице Кирова, и снова осенью, в ноябре. Помню, ехал собирать материал по какому-то происшествию, а пришлось обезвреживать еще одного стрелка. Стрелял он с веранды углового дома на пересечении Добролюбова и Кирова, причем из винтовки. И снова я один, и нет связи с дежурной частью. Да и времени нет. В общем, все по той же схеме: привлекли охотников, посторонних убрали с улицы, отвлекающий маневр. Да, перед этим я еще зашел в такой же дом, как у стрелка, чтобы увидеть планировку, и только после этого пошел к нему. Он стрелял со второго этажа. Лестница деревянная, поднимаюсь аккуратно, на носках, по краям ступеней, чтобы не скрипели. Шинель снял уже в коридоре на втором этаже, фуражку – тоже. Вынул пистолет, патрон в патронник. Как заходить? Только через зал к нему. Я чуть ли не прыжком через всю комнату, но не рассчитал, и зацепил круглый стол, стоявший посередине. Мужик повернулся на звук – в руках карабин – но сделать ничего не успел: я сбил его на пол и надел наручники.
Геннадий Александрович добавил, что после таких ситуаций, когда все уже позади, от осознания произошедшего натурально бросает в пот. Очень уж стрессовая работа, этого у нее не отнять – все-таки ежедневно приходится сталкиваться с самыми низменными проявлениями человеческой натуры, порой с риском для здоровья и жизни. И оставить службу в кабинете или на улице невозможно, она всегда с тобой, как шрам или привычка. Однако все риски и трудности этой работы перевешивают ее плоды: усилиями служителей закона сегодняшний Соликамск безопасен и уютен, и граждане могут свободно гулять на улице даже вечером, не опасаясь за жизнь и кошелек. Это ли не результат?
А подполковник Геннадий Баженов с честью прослужил в милиции Соликамска почти 40 лет и благополучно вышел на пенсию в 2011 году, уже будучи начальником дежурной части в звании подполковника милиции. Сейчас Геннадий Александрович занимает должность председателя Общественного совета при территориальном отделе внутренних дел.
Пресс-служба ГУ МВД России по Пермскому краю