Бывших офицеров не бывает
12:31 17.04.2024 16+
Образ жизни – офицер
– Врать не буду, что с детства мечтал служить в милиции и быть офицером, поэтому мы с друзьями после восьмилетки поехали поступать в Свердловское суворовское военное училище. Однако мечта так и осталась мечтой, потому что отсеяли нас довольно быстро. Мне, например, сказали, что лопатки не парные, – улыбается наш герой. – А когда вернулись обратно, в техникумах приём уже был закончен, но мы втроём успели-таки в медучилище поступить! А после нас ждала армия.
Служил Владимир Пантелеев в медицинской службе морской авиации на центральном атомном полигоне на Новой земле. Затем вернулся домой и решил поступать в Пермский госуниверситет на юридический факультет.
– Нас в семье четверо, – продолжает собеседник. – Одна сестра в мединституте училась, другая – в Ленинградском университете, брат – в техникуме. Отец сказал, что я смогу учиться только заочно.
Вернувшись с первой сессии (это был 1970 год), поспешил Владимир Иванович подать документы в отдел кадров соликамского ОВД. Там его за полчаса отговорили идти в уголовный розыск, определив студента-заочника в участковые.
– В то время участковые подчинялись начальнику отделения наружной службы Михаилу Андреевичу Соколову. Это был удивительно мудрый человек, я до сих пор ему благодарен за то, чему он меня научил, – рассказывает Пантелеев. – В первый же день он направил меня в город выявлять административные правонарушения. Целый месяц понадобился мне, чтобы научиться составлять протоколы, оттачивать каждое слово и фразу.
Определили нового анискина на участок с говорящим названием «Больничный». Район в те годы, действительно, «хворал» от хулиганских проделок местных подростков.
–Я оборудовал для них помещение, где они стали заниматься спортом: кто-то штангу тягал, кто-то боксом занимался. Вечерами детвора была у меня под присмотром, – констатирует ветеран милиции. – Многие ребята, кстати, получили неплохие профессии, стали хорошими людьми. Их, может, с полсотни было, и только одного пришлось отправить в колонию за воровство. Не так давно я его встретил, и он вспомнил мои наставления.
Владимир Иванович главной своей обязанностью на участке считал защиту населения от всех негативных проявлений. Поэтому частенько он задавал людям один и тот же вопрос: «Что вам мешает жить»? Затем сам этот вопрос и решал.
Как побороть домашнее хулиганство?
Есть категория мужчин, которые пять граммов выпьют, и в них просыпается зверь.
– Я в своё время выработал тактику. Инструктировал женщин: как только муж приходит домой подшофе – начинать кричать так, чтобы слышал весь дом, – делится своей отработанной методикой Владимир Иванович. – На другой день соседи подтверждали, что в семье выпивохи был страшный скандал, налицо хулиганство. А в те годы за повторное мелкое хулиганство была статья. Если кто-то дважды «отметился», – получал реальный срок лишения свободы на год. Так я победил всех домашних дебоширов! А тех, кто на жён поднимал руку, брал с собой на обход к таким же квартирным тиранам с профилактической целью.
Хотите верьте, хотите нет, но зональный инспектор уголовного розыска тогда сказал, что ему надоело бездельничать, написал рапорт и ушёл. И всё из-за того, что на участке Пантелеева была стопроцентная раскрываемость. С преступниками он справлялся в одиночку.
Шесть лет Владимир Пантелеев боролся с хулиганами, отправлял на принудительное лечение алкоголиков, воспитывал молодежь. Заработал у населения заслуженный авторитет. И наступил новый виток в его биографии.
Криминалистика – наука точная
Вскоре Виктор Пантелеев по приглашению руководства перешел на должность старшего эксперта-криминалиста. И если сейчас в полиции работает несколько таких специалистов, то в те годы Пантелеев оказался единственным.
– Работал без выходных, день и ночь, – вспоминает Владимир Иванович. – Только вечером придёшь домой, и поужинать не успеешь, – вызов. Машина уже под окном. Экспертом я проработал шесть лет. Одних только дактилоскопических карт скопилось около трех тысяч.
Дело серийного убийцы было резонансным. На соликамской земле преступник учинил две расправы. К работе само собой подключили и эксперта Пантелева.
– По обоим эпизодам я обнаружил отпечатки пальцев, – вспоминает Пантелеев. – Днём я выезжал на места происшествий, а ночью проводил скрупулёзный анализ, сравнивал образцы. В одной руке – лупа, в другой – дактокарта. Это сейчас все данные заносятся в компьютер, и можно быстро определить, кому принадлежат следы. А мы все делали вручную. Спустя трое суток я нашёл ту самую дактокарту, сделал экспертизу и определил, что отпечатки предполагаемого убийцы по обоим преступлениям принадлежат одному человеку. Фигуранта объявили во Всесоюзный розыск. Задержали его в Ростове. За ним вереницей тянулось два десятка аналогичных злодеяний по всей стране.
Трижды Владимира Пантелеева признавали лучшим экспертом-криминалистом Пермской области. И когда начальник областного криминалистического отдела, уходя на заслуженный отдых, предложил именно его кандидатуру на свою должность, тот отказался. Не захотел до пенсии быть кабинетным работником.
Поимка шпиона в кафе
Нашего героя как магнитом тянул в свои ряды уголовный розыск, пока его не назначили заместителем начальника этого подразделения. А после предложили возглавить Боровское отделение милиции.
– Здесь работали опытные оперативники: Геннадий Баженов, Иван Рязанов. Такие мастера были, раскрывали самые сложные преступления. У нас был очень дружный коллектив, мы работали и отдыхали вместе, крепко дружили, – признается ветеран. – На всю жизнь запомнил случай, когда я участвовал в поимке шпиона, – улыбаясь начал Владимир Иванович, но тогда ему было не до смеха… Вызывает меня начальник отдела Виктор Фомич. Знаю, что ни в чём не проштрафился, и спокойно захожу в кабинет. А там начальник местного отдела Комитета государственной безопасности. Ну, думаю, дело серьёзное. Так оно и вышло. По имеющимся данным, в одном из кафе Соликамска должна была состояться передача секретных данных иностранной разведке. В режиме полной конфиденциальности спланировали целую операцию. По легенде я со своей спутницей, тоже кстати сотрудницей милиции, должен был спровоцировать в кафе скандал и создать повод для задержания агента. Проявив весь актерский потенциал мы с коллегой справились с задачей блестяще. Всё остальное – дело КГБ.
Возвращение
Один случай разделил жизнь Владимира Ивановича на «до» и «после». Однажды в автомобиль супругов Пантелеевых на большой скорости въехал грузовик. Супруга пострадала меньше, а вот у Владимира Ивановича обнаружили массу переломов, черепно-мозговую травму.
– Всю жизнь говорю «спасибо» врачам за то, что помогли встать на ноги, ведь в отделении травматологии я пролежал полгода, – вспоминает работник уголовного розыска. – За инвалидностью не стал обращаться, решив, что всё равно буду продолжать работать.
Владимир Пантелеев смог победить болезнь и вернулся к привычной жизни, правда уже в должности заместителя начальника соликамской милиции по политической части.
– Год я проработал в этой должности, а потом ушёл заместителем начальника отдела по общественной безопасности. Всё же я - строевой офицер! – с гордостью говорит Владимир Иванович. – Мы работали за идею. Утром уходили на службу, пока темно, а домой возвращались к полуночи. У нас не зря был такой лозунг «Сила милиции – в связи с народом»! Если ты с населением, и оно тебя уважает, дело раскроешь, люди всегда тебе помогут!
После травмы подполковник милиции Пантелеев ещё 10 лет работал в отделе внутренних дел.
Пресс-служба ГУ МВД России по Пермскому краю