Ветеран Александр Захаров вспоминает о службе в милиции
13:31 17.04.2024 16+
«Хочу служить!»
Александр родился и вырос в Перми. Учился прилежно, хлопот маме, которая работала директором школы, не доставлял. К слову, в его биографии было интересное время, когда они с Раисой Александровной жили в Венгрии, куда её отправили по контракту преподавателем в русскую школу. «Венгерский» период был недолгим – вскоре мама с сыном вернулись в столицу Пермского края. И жизнь потекла по привычному сценарию. Окончив десять классов, Александр устроился на часовой завод, вскоре пришла пора надевать сапоги и служить Отечеству. Именно там, в армии, он понял, что хочет связать свою жизнь со службой в милиции. Но, демобилизовавшись, вернулся на завод.
И всё же Александра неотступно «атаковали» мысли о милиции. И для осуществления мечты он мог выбрать более лёгкий путь – его дядя занимал солидный пост в областном управлении УВД. Однако он не пожелал воспользоваться родственными связями и самостоятельно добился цели. Александра приняли инспектором патрульно-постовой службы в мотомеханизированный полк милиции при УВД Пермского облисполкома.
Спустя девять месяцев молодому сотруднику предложили поступить в Калининградскую школу милиции.
– Мы учились вместе с Геннадием Баженовым, который, как и я, получил распределение в Соликамск и сегодня, как ветеран МВД, возглавляет Общественный совет при территориальном отделе МВД, – делает ремарку Александр Борисович.
В Калининграде он встретил свою половинку – Любушку. Маме написал: «Я женился».
Его знали в каждом доме
В октябре 1974 года Александр по направлению приехал в Соликамск, молодая жена – за ним.
– Октябрь в том году тёплым был, в одних рубашках ходили, – настолько хорошо запомнилась ему первая встреча с Соликамском.
Начинал здесь с участкового. Вверенной молодому кадру территорией была заречная часть города, посёлок Карналлитовый, 3-й район и район автобазы. Транспорта в отделе катастрофически не хватало. И Александр с оперуполномоченным Равилем ходили пешком знакомиться с жителями. Заходили в каждый дом, в домовой книге ставили отметку (люди вполне нормально относились к таким визитам). И потом по отметкам уже можно было проследить, когда был и что видел в этом доме.
На вызовы ездили по одному. Во-первых, в то время нарушители побаивались стражей порядка. Во-вторых, когда знаешь людей и они тебя – проще разрешить ситуацию.
Заявлений поступало много, по большей части из разряда «бытовухи»: то в семье рукоприкладство, то соседи скандалят…
– Если чувствовал, что дело уголовное, собирал материал и обращался к следователю за консультацией, что в этом случае предпринять, – рассказывает Александр Борисович. В 1980-м участковый Захаров получил высокую награду – медаль «За отличную службу по охране общественного порядка».
Тунеядству – бой!
Вскоре ему предложили профилактическую деятельность.
– В здании милиции был кабинет профилактики, которую вели по двум направлениям: Тамара Нуйя занималась категорией судимых, а я – тунеядцами. Тогда как раз появилась 209 статья, которая давала право привлекать к уголовной ответственности лиц, неработающих более трёх месяцев.
В то же время в городе начала работу служба занятости, которая выдавала путёвки на предприятия, испытывающие дефицит кадров. Вакансий было множество. Но в отделах кадров отказывали тем, у кого в трудовой книжке причиной увольнения значилась «неприглядная» 33 статья. Они вновь приходили к нам в отдел, сетуя на невозможность устроиться даже с путёвкой на руках.
Тогда Александр Борисович вместе с одним из «отверженных» пошёл к прокурору, объяснив, что человек желает работать, а его не берут. Тот позвонил руководителю предприятия, отказавшему в приёме, и стал выяснять, на каком основании он «развернул» человека с путёвкой. На том конце провода послышались объяснения, что, мол, такие люди ненадёжны. Тогда прокурор сказал «волшебную» фразу: «Конституционные права нарушаете?» Проблема тотчас была снята.
Затем у Александра Борисовича был недолгий период работы в должности инспектора по кадрам. Тогда по 1-2 человека работали в этой службе. Кадровую работу совмещал с получением высшего образования в Пермском отделении МВЮЗО при Академии МВД СССР.
– Но это было не моё, – признаётся он. – Поэтому с радостью принял предложение перейти в дежурную часть.
На этом участке службы Захаров проработал дольше всего: помощником начальника – оперативным дежурным, начальником смены, заместителем начальника штаба, начальником дежурной части.
– Изначально в смене был один дежурный и один помощник, – Александр Борисович воскрешает в памяти конец восьмидесятых. – Вызовов было много, транспорта не хватало, особенно проблематично было выезжать в сельскую местность.
Служба в дежурной части, по словам Александра Борисовича, оказалась самой хлопотной, особенно в период её становления.
События радостные и горькие
В числе самых надёжных, проверенных кадров Александр был командирован на сорок дней в Москву для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80. На следующий год – не менее ответственная командировка туда же – уже по обеспечению безопасности во время съезда КПСС.
Были у Александра Захарова и другие командировки – из разряда опасных. Дважды он нёс службу по охране объектов в СКР (второй раз в качестве начальника штаба). Но слишком тяжелы, наверное, воспоминания. Он и сегодня обходит эту тему стороной.
– Волнения по поводу его ночного возвращения со службы – ничто по сравнению с тем, когда три месяца, а затем и полгода он был в горячей точке, – говорит жена. – Хоть и звонил раз в неделю, а всё равно переживала, все события по телевизору отслеживала.
Во взаимной любви
В 2004-м Александр в звании полковника милиции по возрасту получил право отдыха. Наверное, мог ещё служить, но решил, что пора, потом будет ещё труднее расставаться с любимым делом.
Среди его наград – и медали «За безупречную службу» трёх степеней.
Ему есть чем заняться: лес, рыбалка, сад, внуки…
Семья Захаровых очень трудолюбивая и дружная. Сорок лет супруги идут рука об руку. У них трое замечательных детей и четверо внуков, они просто обожают своего папу и дедушку.
Пресс-служба ГУ МВД России по Пермскому краю